Сострадание или толерантность?

Стояли звери Около двери.

В них стреляли, Они умирали.

Этот стишок я запомнил ещё с детства, когда мой умный друг, прочитав сборник рассказов братьев Стругацких, настоятельно рекомендовал его мне. Нам было лет по 10-11 и я не всё понимал, что читал, но это четверостишье, возведённое в эпиграф фантастического детектива “Жук в муравейнике” поразило меня. Мне было бесконечно жалко этих животных, которые стояли у двери и почему-то в них кто-то стрелял и они падали у входа в дом, умирая.

Борис Стругацкий в своих воспоминаниях писал, что этот эпиграф сочинил его пятилетний сын. Однажды малец носился он по квартире, выкрикивая на разные лады эти странноватые и диковатые, недетские какие-то стишки, а Борис Натанович смотрел на него и думал: “Черт побери, какие замечательные слова! Надо же как ловко придумал, паршивец. Отличный эпиграф может получиться к чему-нибудь!..”

Его автор, сын Бориса Натановича, Андрей, повзрослев, написал продолжение, таким образом, закончив стихотворение.

Стояли звери Около двери.

В них стреляли, Они умирали.

Но нашлись те, кто их пожалели,

Те, кто открыл зверям эти двери.

Зверей встретили песни и громкий смех.

А звери вошли и убили всех.

Как видим, вторая часть категорически меняет смысл этого маленького шедевра, его реализм окатывает тебя будто холодной водой…

И вот, мои детские самскары (остаточные впечатления), наложились на мой, теперь уже, многолетний опыт и я вдруг отчётливо понял разницу между состраданием и модным, на сегодняшний день, словечком “толерантность”. Сострадать всегда можно только добру, которое ищет истину и готовое на жертву ради неё. Толерантность требует к себе зло, которое всегда имеет паразитическую форму. Паразит выживает строго за счёт чужой слабой имунной системы, физической или психической.

Мудрецы прошлого хорошо знали разницу между состраданием к добру и толерантностью к извращениям.

Иша упанишада потому и зафиксировала такой вердикт для разумных:

МАНТРА 11

विद्यां चाविद्यां च यस्तद्वेदोभयं सह ।

अविद्यया मृत्युं तीर्त्वा विद्ययाऽमृतमश्नुते ॥ ११ ॥

видйāм̇ чāвидйāм̇ ча йастадведобхайам̇ саха |

авидйайā мҏтйум̇ тӣртвā видйайā’мҏтамащнутэ || 11 ||

ПЕРЕВОД Мадхвачарьи:

Тот, кто знает правильное знание, а также критикует ложное знание,  благодаря критике ложного знания (которое является причиной страданий), он преодолевает страдания, а практикуя правильное знание (которое является причиной наслаждения), он достигает мукти (вечного счастья).

Тот, кто толерантен к извращениям, тот никогда не избавится от страданий. Тот, кто не защищает добро – никогда не станет счастливым.

Толерантность – это пассивная сдача врагу. Сострадание – это активная защита добра.

Извращение всегда маскируется под истину. У него нет своего лица, потому оно всегда обман и насилие. Как волк обманул семеро козлят, как личинки ламехузы отравляют муравьёв наркотиком, так и извращение всегда изворачивается и совершенствуется в своей лжи, а потому добро всегда должно быть с кулаками.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *