ДОКТРИНЫ ЧЕТЫРЁХ ВАЙШНАВСКИХ САМПРАДАЙ.

Ключи, при помощи которых ади-гуру различных сампрадай расшифровывали текст "Веданта-сутры", обозначены в названиях философских доктрин сампрадай.

ШРИ САМПРАДАЙА

Ади гуру девата: Лакшми

Ади гуру: Рамануджачарья.

Доктрина: Вишишта адвайта

Доктрина или ключ в Шри-сампрадае – вишишта адвайта – “качественная или условная недвойственность”. Рамануджа говорит, что Ишвара и джива неотличны друг от друга. В этом смысле он ближе к Шанкарачарье. В то время проповедовать двайту, то есть двойственность, было очень опасно из-за распространенности майавады. Поэтому пришел Рамануджачарья и дал философию вишишта адвайты, суть которой в том, что джива и пракрити являются аспектами или атрибутами Ишвары, и в этом смысле они не отличны от Него. Он приводит пример голубого лотоса. “Можно ли голубизну отделить от голубого лотоса, существует ли голубизна сама как таковая?” – спрашивает он. И отвечает: “Нет”. Точно так же джива и пракрити неотделимы от ишвары, они всего лишь аспекты Ишвары. Рамануджачарья приводит аналогию души и тела: точно так же как тело является продолжением души, так же пракрити или материальная природа является телом ишвары. Вишну является Сверхдушой вселенной, пракрити является Его телом.

Энергии, как атрибут Бога

БРАХМА САМПРАДАЙА

Ади гуру девата: Брахма

Ади гуру: Мадхвачарья.

Доктрина: Шудха двайта

Теперь перейдем к Брахма-мадхва-сампрадае. Ее ключ – шуддха-двайта – “чистый дуализм”. Если Рамануджачарья говорил, что джива и пракрити одновременно отличны и неотличны от Ишвары, но подчеркивал аспект недвойственности, то Мадхвачарья подчеркивает их аспект двойственности. Он говорит, что они полностью отличны и независимы. В его философии две основных категории: реальность и независимость. Он говорит, что все эти три категории – пракрити, джива и Ишвара реально существуют и отдельны друг от друга, но в полной мере независимостью обладает только Ишвара, тогда как джива и пракрити зависимы друг от друга. Мадхвачарья приводит сравнение: бимба протибимба – это противопоставление прототипа и отражения. Ишвара – Тот, Кто отражается, а пракрити и джива – это отражение. Ишвара независим, отражение же всегда зависит от Него. Но они существуют отдельно и представляют собой независимые и реальные категории.

Энергии Бога, как его отражения или тени

РУДРА САМПРАДАЙА

Ади гуру девата: Шива

Ади гуру: Вишнусвами

Доктрина: вишишта адвайта

Следующая – Рудра-сампрадая. Ее философия – шуддха-адвайта – “чистая недвойственность”. Она очень близка к философии майавады. Здесь говорится, что материальный мир, джива и Ишвара практически неотличны друг от друга, и приводится сравнение – мир неотличен от Ишвары точно так же, как следствие не отлично от причины. Причина существует в следствии, так же ишвара существует в мире и существует в дживе. К этой сампрадае принадлежали такие великие ачарьи прошлого, которых Шрила Прабхупада часто цитирует, как Билвамангала Тхакур и Шридхара Свами. Рудра-сампрадая самая древняя. Вишнусвами жил в третьем веке до нашей эры.

Бог и энергии, как причина и следствие

КУМАРА САМПРАДАЙА

Ади гуру девата: Чатух Кумары

Ади гуру: Нимбаркачарья.

Доктрина: Свабхавики двайта-адвайта

Наконец, последняя, Кумара-сампрадая. Ее ключ – свабхавики двайта-адвайта – “естественное отличие и единство”. Нимбаркачарья подчеркивает одинаково отличие и неотличие дживы от Ишвары. Он говорит, что они естественным образом одновременно отличны и неотличны друг от друга.

Нимбаркачарья приводит пример змеи, которая сложилась кольцом и спрашивает: “Отлична ли змея от спирали, в которую она сложилась?” И отвечает: “Она одновременно отлична и неотлична от этой спирали”. Эта теория ближе всего к философии Господа Чайтанья, но Господь Чайтанья подчеркивает непостижимость одновременного отличия и неотличия, а Нимбаркачарья – естественность одновременного отличия и неотличия. Он говорит, что это очень легко понять, точно так же, как солнце одновременно отлично и неотлично от солнечного света. Тогда как Господь Чайтанья говорит: “Вы никогда не сможете до конца понять этого”

Формальное различие Бога от Его энергий

Варшана д.
Мой телеграм канал
Мой сайт: varshana.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *